Мысль побывать на севере Свердловской области зародилась еще в прошлом году, и тут, неожиданно, Вася предложил сгонять на Косьвинский Камень. Ненадолго, буквально на пару дней первых июльских выходных. Вообще, вариантов было два: это либо Косьвинский Камень, либо Конжаковский Камень. И хотя Конжак является более высокой вершиной (он на целых 50 метров ближе к звездам: 1569 метров против 1519), его из рассмотрения мы исключили. Дело в том, что как раз в этот же уикенд там проходил марафон “Конжак 2013” — 42-километровый забег на самую макушку и обратно. Марафон этот — ежегодное мероприятие, в котором участвуют и профессиональные спортсмены, и любители, и обычные туристы, ценящие прогулки по горам. Количество бегунов обычно измеряется тысячами, а значит аншлаг на тропе обеспечен. Самим участвовать в таком мероприятии — мы пока не созрели (но искорка где-то внутри зажжена :-)). В общем, выбрали Косьву — там и народу поменьше, и, со слов бывалых, подъем технически более сложен (большая часть пути идет по курумнику).
Итак, нас трое — Вася, Руст и я (Чура). Из Зарика мы выехали утром в пятницу и взяли курс строго на север в сторону Карпинска. Ехали на одной машине — так и веселее, и дешевле. На весь путь у нас ушло часов 10. Из них около двух мы профукали, петляя по улицам Нижнего Тагила в поисках туристических магазинов: забыли взять котелок, пришлось искать на ходу. В итоге, так его и не купили: как назло, во всех лавках сий атрибут походной жизни либо закончился (видать, не мы одни такие забывчивые), либо имел конский ценник (ну нафига он нужен за 3 т.р.). Ограничились обычной эмалированной кастрюлей за 3 сотни рублей (ее и выкинуть потом не жалко). Еще не могу не отметить город Новая Ляля. Сам по себе он ничем не примечателен (да простят меня новолялинцы), но вот хот-доги продающиеся на ихнем автовокзале ставят его в один ряд с ведущими кулинарными столицами мира (там самые баские хот-доги, которые я когда либо ел — и это не сарказм, они действительно вкусные).
Последние 50 км пути — грунтовка. Первые несколько километров она совсем кудрявая — быстро не разгонишься, но потом более-менее выравнивается и можно гнать свои 50-60 км/ч. Правда, это только в том случае, если перед вами никого нет, т.к. любой проехавший драндулет поднимает столько пыли, что видимость падает в ноль. Нам “не повезло”: генераторов грязе-пылевых облаков на пути было предостаточно (эта же дорога ведет на Конжак, и как раз сегодня туда начали стягиваться завтрашние марафонцы), поэтому нормально разгоняться получалось далеко не всегда. Думаю, часа полтора-два у нас ушло, чтобы преодолеть финальный участок.
Лагерь разбили, не доезжая 5 км до конжаковской тусовки, метрах в 400 от дороги. Аккурат на берегу Серебрянки, горной речушки с холодной и чистой водой (можно пить без какой-либо предварительной обработки). Место отличное: нет толп народа, не чувствуется близость пыльной дороги и проблем с водой никаких. Рядом с нами стояли БАЭСовцы (работники Белоярской АЭС, градообразующего предприятия нашего Зарика). Собсно, благодаря им, мы и узнали об этом месте.
Вечером обжирались мясом и картошкой, приготовленными на углях. Еще пытались попить водки (обычно на природе она хорошо идет), но тут как-то не пошла — ну и ладно, здоровее будем. 🙂 Кстати, Карпинск находится примерно на питерской широте, поэтому нам удалось повидать Белые Ночи (по крайней мере в первом часу ночи, когда мы расползлись по палаткам, снаружи еще было довольно светло).
Утро случилось где-то в начале седьмого. Для субботнего утра дома это конечно же рановато (у многих, наверное, в это время еще только пятница заканчивается), но на свежем воздухе, в палатке и в предвкушении пешего подъема шести часов сна оказалось вполне достаточно. Снаружи уже копошились БАЭСовцы: кто-то из них намеревался пробежать/пройти 42 км на Конжак, а кто-то, как и мы, покорить Косьвинский Камень. Пару часов ушло, чтобы окончательно проснуться, похавать и собрать мелкие рюкзачки в дорогу. К моменту нашего выезда лагерь опустел (да, да мы оказались самыми тормозами).
До точки старта добирались на машине. Можно, конечно, было двинуть и пешочком, но это неинтересно, ибо добираться туда нужно по той самой дороге, что мы ехали вчера. А превращаться в пылесборник, да еще и быть им на протяжении 10 км (примерно столько до пункта отправления) — не комильфо. Проезжали мимо тусовочного лагеря марафонцев: народу дофига, многие уже разминались перед началом забега, и вся атмосфера была как бы пропитана общим стремлением превзойти себя, проверить свои силы и покорить вершину. Здорово! Это вам не массовый бухич, свойственный уикендам на челябинских озерах. 🙂
Где примерно начинается тропа мы не знали, поэтому, естественно, проскочили нужный поворот и в конце-концов уперлись в ворота туннеля, ведущего в недры Косьвинского Камня. Тут, наверное, стоит сделать ремарку о том, чем знаменита эта гора. Заранее признаюсь, что вся информация недостоверная, непроверенная и известна на уровне слухов (было бы странно, если бы оказалось по-другому). Фишка в том, что в недрах Косьвинского Камня находится некий военный бункер (собсно, к его входу мы и подъехали). То, что это именно военный объект сомневаться не приходится: неподалеку базируется воинская часть, да и сам вход охраняется парочкой солдафонов. Рядом с ним имеется нечто, напоминающее вертолетную площадку — ровная поверхность, выложенная из бетонных плит. Однако, предназначение бункера не совсем известно, хотя из уст военных (или приближенных к ним) иногда проскакивала инфа, что это объект РВСН. А вообще, поговаривают, что там находится пункт управления (или один из пунктов управления) системы “Периметр”, построенной во времена холодной войны: в случае, ядерной атаки (ГенШтаб разрушен, вся верхушка страны перебита и т.д.) управление пуском ядерных ракет для ответного удара передается именно туда. Звучит, конечно, как нечто супер-мега-секретное, а потому не совсем понятно, почему там разрешают шляться туристам (хотя раньше район действительно был закрытым). А может это просто специальная “деза” для широких масс — в общем, у вояк свои игры.
Попытались спросить у солдафона-охранника, где бы нам начать подъем, но, как и следовало ожидать, он оказался парнем неразговорчивым: сказал, что не знает и дал понять, что мы тут лишние. В общем пришлось развернуться и двинуть обратно. Фоткать вход и постовых стало как-то очково — вдруг на нас, глядящих в объектив, кто-то так же смотрит в прицел (шутка… наверное :-)). После этого точку старта нашли быстро — вообще, обратили на нее внимание, еще когда ехали сюда, теперь же просто вернулись, и свернули в нужном направлении. Подтверждением верности пути стали припаркованные авто БАЭСовцов, уже учесавших наверх. Кстати, тем, кто хочет подняться на Косьву можно ехать сразу сюда (к пункту отправления наверх): тут и палатки есть где поставить и речушка с чистой водой имеется.
Подъем начали около 10 утра. Первый шаг был сделан на высоте 475 метров, а значит впереди всего километр с хвостиком по вертикали. Первая часть пути идет по лесу: растительность плотная, вокруг ничего не видать, вьются всякие оводы, мошки и комары.
Такая радость длится метров 250-300 (по вертикали), за которыми следует выход на хребет.
Флора здесь совсем другая: преобладает всякий мох и черника (эх, жаль, что еще не поспевшая) и нет ничего, что бы загораживало окружающий пейзаж.
Здесь сделали первый привал, наслаждаясь видами вокруг: воздух, хоть, и нельзя назвать кристально-прозрачным (горизонт был затянут дымкой), однако проглядывающие контуры далеких вершин выступали подходящим фоном для долины раскинувшейся внизу.
Далее идет пологий подъем по хребту: слева внизу виднеется вертолетная площадка и не виднеется, но точно имеется вход в туннель; справа внизу — воинская часть.
Из инородных тел только железные трубы, торчащие из недр.
Чуть позже характер подъема опять меняется: тропа окончательно исчезает и на ее место приходит курумник — беспорядочно наваленная груда больших и мелких камней тянущаяся почти до самой вершины. Поначалу весь этот каменный поток взбирается сквозь небольшой лес.
Затем деревья исчезают и вокруг вас уже только булыжники, раскрашенные зеленоватыми (а иногда и красноватыми) тонами растущих мхов.
Но не все так однообразно: местами, как острова посреди каменной реки, встречаются симпатичные альпийские лужайки, усыпанные белыми, желтыми и синими цветами — идеальней места для перекура и не придумаешь. 🙂
Курумник — самый трудный участок подъема, и за счет него поход на Косьвинский Камень считается технически более сложным Конжака (у последнего курум намного меньше). Все внимание сосредоточено на каждом шаге: нужно ступать так, чтобы никуда не провалиться, не соскользнуть, ну и сверху чтобы ничем не придавило, т.к. камешки попадаются весьма внушительных размеров. Плюсом, именно тут набирается основная высота.
Ближе к макушке, наклон становится более пологим, а курум уступает место альпийским лугам: теперь уже камни являются архипелагом в озерах разнотравья.
Здесь мы провели часа полтора. Облазили все торчащие ввысь скалы — нужно же было отыскать самую высокую точку :-). Вдоволь нафоткались.
Послушали флейту — один из восхожденцев устроил мини-концерт, усевшись прямо на вершине Косьвинского Камня. Повоевали с ветром — порой потоки воздуха хотели скинуть нас вниз. Ну и конечно же насладились открывающимися взгляду просторами — особенно красиво выглядела долина внизу, покрытая движущимися тенями проплывающих сверху облаков.
По пути назад сделали небольшой крюк. Еще на подъеме заметили чуть в стороне на склоне белое пятно, разглядеть в бинокль, сие образование не получилось, а потому решили свернуть туда на обратном пути. Пятно оказалось довольно рыхлым ледником. Почему он там не тает — загадка. Ведь высота небольшая (наверное около 1300 метров), разгар лета, температура под 30, да и склон полностью на солнечной стороне. Может быть это как-то связано с бункером находящимся в горе? 🙂 Например, под ним находится какая-нить система охлаждения, которая не дает нагреть участок склона. В общем, пофантазировать можно.
Спуск вниз занял еще пару часов и уже часам к семи, уставшие и довольные мы вернулись в лагерь. Это была приятная усталость. Та самая, которая всегда идет вместе осознанием маленькой победы и полученными эмоциями.
Вечер провели в роли разрушителей мифов: подтвердили, что на костре воду можно нагреть в пластиковой бутылке и даже полиэтиленовом пакете; а еще развели пламя с помощью огнива. Домой выдвинулись следующим утром. Пока ехали, договорились принять участие в марафоне “Конжак 2014”. Ай да с нами? 🙂
«… а курум уступает место альпийским лугам: теперь уже камни являются архипелагом в озерах разнотравья…»
Чу, а ты там, на курумнике так же красиво и поэтично думал? Или это к тебе позже пришло?! 😉
Зачетный отчет, зачетное восхождение!!!
«Чу, а ты там, на курумнике так же красиво и поэтично думал? Или это к тебе позже пришло?!»
Смысл был такой же, слова в голове — другие. 😉
Иван, действительно отличный отчет!!! МОЛОДЕЦ! Зацепили рассуждения про бункер, про альпийские луга, тени облаков на земле! Очень интересно про ледник, и правда, как это он там?
Вася, зачОтная шапочка 🙂
И все вы трое — прикольные на фото!
Чура, только не хватает в твоих рассказах эмоций и твоих личных ощущений)))
«Чура, только не хватает в твоих рассказах эмоций и твоих личных ощущений)))»
Для описания ощущений нужен словарный запас побогаче. У меня пока с ним не ахти, но буду стараться. 🙂
Молодцы, восхожденцы!
Я так понимаю концерт был устроен господином Ру??? У вас и физ.нагрузка, и окультуривание произошло! Фото замечательные))) Особенно впечатлили — там, где лес и тени от облаков))) сразу воспринимается красота и величественность гор!
Не, концерт устроил незнакомый парень. Помимо нас и группы БАЭСовцев туда поднималось еще несколько человек.
красотень!!!
Вы молодчины! Чу, спасибо за отчет и фото))
вот это ты жжешь: «в озерах разнотравья» ))) гыыы
Хочу на Конжак 2014)))
Завидую вам белой завистью. Фото потрясающие. На первом фото купались? Как водичка?
Как же круто в горах!
мы обычно проезжаем км на 7 за бункер,по лесной дороге и там поднимаемся.Подъем гораздо круче,но идти меньше
Олег! Уточни,пожалуйста,точку начала подъёма. Какой бункер имеется ввиду?