Непал

День 10: Namche Bazar – Tengboche

Утро оказалось на удивление теплым – градусник показывал целых +5 градусов. Хотя я, если честно, ожидал уже отрицательные температуры: ведь Намче на 600 метров выше Луклы, а в той, как мне помнится было +4 по утрам. Ну что ж – нашим баще, меньше будем мерзнуть. Проснулся я в шесть (видимо, на подсознательном уровне хотелось побыстрей отправиться в путь – ведь там такие классные виды). Хозяева еще спали, поэтому приготовил себе чайку (газовая горелка – наше всё :-)). В принципе, даже если бы они и не дрыхли, то все равно чай бы я себе сделал сам: во-первых, мне с утра нужно кружки 2-3 точно (у них одна кружка выйдет в 50 рупий), а, во-вторых, таким образом я хоть на немного, но уменьшу массу рюкзака (сахар ведь на себе тащу). 🙂

Когда гест потихоньку ожил, спустился в ресторан. Кстати, у общаги есть еще один плюс: она расположена так, что уже с утра (начиная с 7:30) солнце фигачит прямо в окна. Становится совсем тепло. В общем, уселся я в свете нашей звезды, поставил дозаряжаться ноутбук и прочие батареи (говорят выше за зарядку будут брать 300 рупий в час), и заказал макаронный супчик с курицей (220 рупий).

Похавал. Собрал рюкзак. Пора в путь. Сегодня мне нужно попасть в деревню Tengboche, что на 400 с небольшим метров выше. Вообще, из Намче в ту сторону выходит минимум 2 тропы. Первая – легкая, без лишних подъемов – по ней обычно ходят местные. Ее минус – особо ничего не видать. Вторая – это та, по которой я шел вчера. Там, конечно, нужно корячиться лишних 200-300 вверх (потом спуститься), но открывающиеся пейзажи перекрывают это небольшое неудобство. Обе тропы соединяются сразу за деревней Khumjung. Естественно, я выбрал более красивый вариант: несмотря на то, что эти пейзажи я уже видел вчера, когда гулял по окрестностям, упустить возможность лишний раз насладиться величием снежных вершин, просто не мог. Да, конечно, я понимаю, что видеть горы я буду несколько следующих дней, но, как говорится, красоты много не бывает. 😉

Вышел. На улице тепло, погода ясная, солнце фигачит, вокруг великоепные снежные вершины, в ушах Bon Jovi с его Bells of Freedom – все эти факторы сыграли роль нескончаемой батарейки. Мне хотелось бегать, прыгать и скакать – и ведь это несмотря на наличие рюкзака. Энергия так и перла из меня. Вверх просто летел. До места, откуда видать Эверест (а это плюс 400 метров высоты, 3840 м.), добежал минут за 45 (даже вчера, налегке, мне потребовалось больше времени). При этом пару раз сбегал с нахоженой тропы, чтобы вереницы туристов не мешали наслаждаться видами. Кстати, про туристов. Похоже, пол девятого утра (я как раз где-то так и вышел) – это время, когда гиды выгоняют свои группы на смотровую площадку. По крайней мере я обогнал штук 8 групп по 4-10 человек. В общем, шагал, скакал и фоткал.

Проходил мимо местного аэродрома. Совсем допотопного – даже взлетная полоса не заасфальтирована. По назначению он не используется уже давно, хотя какие-то телодвижения по обустройству предпринимаются – рабочие обносят его забором.

От смотровой до самого высокорасположенного отеля (интересно, почему он таковым считается, ведь любая гостинница в любой последующей деревне будет явно выше) идти минут 10. Тут головой особо не повертишь, ибо все самое интересное впереди – конечно же я имею в виду Эверест и его соседей. Шагай я вечером, можно было бы еще таращиться направо на Thamserku, но утром солнце светит как раз оттуда – ничего не видать.

Спустился к деревне Khumjung – все, теперь мой путь с моей вчерашней тропой расходятся. Дальше предстоит падать вниз почти до 3300 метров. Идти туда неинтересно – идешь по лесу, гор не видать. Лишь изредка выходишь на пятачки, где можно подпитаться энергией снежных вершин. По пути встречаются деревушки (штуки две). Самая низкая как раз на высоте 3300 – идеальный вариант для тех, кого в Тенгбоче (3860 м.) прихватила горняшка – можно спуститься. Там же, кстати, находится чек-пост – проверяют TIMS-ы и пермиты.

Далее – подъем к Тенгебоче. На нем я впервые за день увидел человека неместной наружности и с рюкзаком, который двигался быстрее меня. Блин, а я то думал, что утренний прилив энергии будет держать меня в «лидерах». Метров 300 вверх я следовал за ним, даже сокращал потихоньку расстояние – у меня уже даже появился задор: нужно обязательно обогнать. И вот уже почти догнал (между нами метров 5 разрыв), но остановился глотнуть воды. Всё. Больше я его не видел. Улетел. А самое угарное во всем этом это то, что скороходом была старушка. 🙂

В Тенгбоче (3860 м.) прибыл к полудню. Рановато, конечно. Можно еще идти и идти, но тут нужно быть осторожным. Дело в том, что высоты уже немалые, а значит, если перестараться и скакунть за раз сильно высоко, можно схватить горняшку. Конечно, в этом случае никто не мешает откатиться назад, но как-то обидно будеть отступать. В общем решил не выпендриваться, и остаться здесь. А чтобы день не пропадал зря – сползать на соседний холм и убить там сразу двух зайцев: побывать на высоте – самое то для акклиматизации, и пообедать в окружении снежных вершин.

Но сначала нужно заселиться и бросить вещи. Кстати, Тенгбоче – это такая большая поляна, с которой отлично просматривается Эверест и все остальное. По периметру поляны расположены гесты. Так же здесь имеется булочная и буддистская гомпа. Поселился в Trekkers Lodge за 200 рупий (во всех остальных просили 400). Розеток в комнате нет. Гест немного на отшибе – метров 100-150 от поляны. Цены в ресторане заоблачные (думаю, так во всех гестах): макароны с овощами – 330 рупий, дал бат – 450, бутылка колы 0.6л – 350 (капец, от Намче идти-то всего 3 часа, а кола стоит в 2.5 раза больше). Ну да ладно, частично буду питаться самостоятельно – хорошо, что из Намче захватил 4 бомж-пакета, да и газ еще имеется.

Бросил вещи. Снарядил маленький рюкзак (газ, горелка, кастрюля, вода, бомж-пакет, чай, сахар и ложка с вилкой) и попер на холм. Снизу она казалась невысокой: на глаз – метров 200. Подумал, щас как раз заберусь на макушку и отобедаю там. Да, хреновый у меня глаз – через 200 метров не было еще и половины. Ну и пофиг, нам чем выше, тем баще. Пополз дальше. Деревня осталась далеко внизу, а Эверест теперь как на ладони. На высоте 4200 все-таки устроил обеденный перерыв. Красиво здесь – горы, буддистские флажки и никого вокруг. Заточил бомж-пакет. Чай решил не пить – оставил его до вершины.

Ну теперь-то до нее точно 200 метров осталось. 🙂 Думаете угадал? Ага, щаз. Альтиметр показывал уже 4400, а расстояние, хоть и сократилось, но все равно еще ползти и ползти. Блин, какой-то нескончаемый холмик.
Namche Bazar - Tengboche

Дальше решил не взбираться. Во-первых, последние пол часа я карабкался по снегу – довольно холодно в моих сеточных кроссовках (ботинки за весь поход я надевал пока всего два раза). Во-вторых, наклон горы стал шибко крутой – тут уже нужно быть альпинистом, что взабраться, а, главное, потом спуститься да еще и по снегу. С подъемом может быть я и спраился, а вот спуск вызывал у меня сомнения. Ну и в-третьих, дело шло к закату (оставалось еще полтора часа), а с моим глазомером был велик шанс ползти по заснеженному крутому склону в темноте. Нет, я, пожалуй, пасс.

В общем решил почаевничать прямо здесь. Здесь меня ждал второй облом. Оказалось, что я все-таки не взял заварку. Блин, а я так мечтал испить чайку. 🙂

Но есть во всем этом и плюс: я провел пол дня на высотах больше 4200 (максимум 4400) и не ощутил никаких симптомов горняшки. Очень хорошо – завтра можно двигать дальше. Многие треккеры устраивают в Тенгбоче акклиматизационный день, но мне можно его пропустить.

К моменту, когда спустился обратно в деревню, солнце уже село. Освещенными лишь оставались Эверест и другие снежники. Начало холодать и темнеть. Отправился в общажный ресторан, где уже во всю кочегарила печка-буржуйка, перерабатывая сушеные ячьи лепешки в тепло. Хавал макароны с овощами, строчил отчет и слушал как хозяин геста разучивает мантры. Сегодня я единственный гость в этой общаге.

16 ноября 2012 г.

5 comments

Ты давай там осторожнее!!! Блин, какие же всетаки красивые пейзажи вокруг…. Привези мне камушек маленький!!!

Аж плакать хочется, как я хочу туда, я слышал туда в мае хорошо ходить, это правда?

2Pataha: Хорошо, Натаха. Постарась прихватить кусочек скалы.

2сергей: Да. Здесь здорово. Пейзажи просто офигительные. Подходящий сезон для этого региона: октябрь-ноябрь и февраль-май. Весной думаю, снежные пики замечательно смотрятся с зеленой травкой. 🙂

Привет, Чура! Какая красота!!!
    А что такое горняжка? ))
    И еще стало интересно: эти разноцветные флажки кто вешает, местные или туристы? Для красоты просто или они что-то обозначают?

Здорова, Анюта. Горняшка — это болезнь, наступающая из-за нехватки кислорода. Чем выше ползешь, тем кислорода меньше и организму сложнее. Симптомы горняшки: головная боль (иногда сильная), тянет блевать, апатия, бессилие. В этом регионе ежегодно мрет 3-5 туристов от горняшки.

Разноцветные флажки называются Лунг Та (или Кони Ветра). На них написаны разные мантры. Их вешают местные. Считается, что ветер, разносит то, что на них написано, искореняя зло в этом мире.