Непал

День 5: Ghorepani — Sikha

Ну что же, цель нашего треккинга достигнута, пора решать, что делать дальше. Еще вчера, сидя на Poon Hill, мы размышляли в том числе и об этом. Вообще, из Горепани можно отправиться в 3 стороны. Первое — развернуться обратно — самый скучный вариант, однозначно отметается. Второе — пойти по классическому маршруту трека: взобраться на перевал Деурали (+300 метров вверх) и дальше уже вниз через Тадепани, Гандрук и обратно в точку старта (деревню Наяпул). Именно таким изначально и должен был быть наш маршрут, несящий в себе тайный план. Еще в Покхаре у нас возникла мысль, что если Сонька справится с высотой Пун Хилла и не проявит ни единого признака горняшки, то с традиционного маршрута мы свернем в сторону базового лагеря Аннапурны. Сонька со своей задачей справилась на отлично — дефицит кислорода, свойственный высоте 3 км, нисколько не сказывался на ее самочувствии. Но вот родители подкачали — имеющейся экипировки у нас было явно недостаточно для еще больших холодов. Придется оставить ABC (Annapurna Base Camp) на следующий раз. Третий маршрут — спуститься вниз в деревню Татапани. У нее есть своя фишка — в окрестностях имеются горячие источники. Очередным холодным утром факт их существования окончательно определил наш выбор — идем греться.

Как обычно, встали мы позже остальных. Все, кто поднимался этим утром на Пун Хилл, успели вернуться, позавтракать и уже собирались двинуться дальше. Нам же спешка ни к чему. До Татопани хоть и шагать часов 6, но четко на полпути есть деревушка Сикха — в ней и остановимся на следующий ночлег. Как думаете, во сколько мы вышли? Правильно — в 12:00. Это время для нас стало «своим». Все дни на тропу мы вставали около полудня.

Теперь только вниз и вниз. Даже немного грустно. Каждая ступенька, каждый шаг прячет обе Аннапурны (Южная и Аннапурна I) за ближайшей горой. Но не все так плохо. Даулагири (еще один снежник) продолжает радовать своим присутствием: ущелье, по которому идет спуск направлено как раз в его сторону, поэтому восьмитысчник почти не выпадает из виду.

Идти легко. Рюкзаки сами делают всю работу — успевай лишь ноги переставлять. Но терять бдительность не стоит: если при спуске по ступеням все просто, то на участках, где камни набросаны как попало, легко подвернуть лодыжку. Один неверный шаг и тяжелая ноша из помощника превратится во «врага». Тем более, что идем мы не в треккинговых ботинках (фиксирующих лодыжку), а в обычных беговых кроссовках. Кстати, при спуске по ступеням работают совсем другие мышцы, нежели при подъеме или ходьбе по ровной поверхности. В обычной жизни этого не замечаешь, однако, когда долго шагаешь вниз да еще и с грузом — начинаешь отчетливо ощущать работу икр.

Зная, что сегодняшний пешеходный день недолог, особо не спешили. Первый привал сделали уже через пол часа в одиноко стоящем лодже. И не потому, что устали — просто нам понравилась их лужайка, освещенная солнцем, и с видом на Даулагири. Зависли там минут на 30: попивали молочный чай и любовались природой вокруг. Дальше еще несколько раз останавливались на солнечных полянках.

Тропа пролегает через несколько маленьких деревушек, название котороых известно только их жителем. Поскольку маршрут этот является второстепенным, то поселения не особо изобилуют туристической инфарструктурой. Лишь в некоторых и них можно встретить ресторанчики (а еще реже — лоджи). Здесь уже народ живет своей жизнью: мужики пашут землю с помощью старых плугов, запряженных в коров, женщины просеивают пшеницу и еще фиг знает что. Кто-то плетет корзины, сидя на крылечке у дома, кто-то строчит на древней швейной машинке прямо в у дороги. В общем самая что ни на есть настоящая жизнь непальской провинции.

Идем. Не напрягаемся. Сонька, сидя в хип-сите, чувствует себя отлично. Иногда прямо на ходу делаем с ней зарядку (руки вверх, руки шире — три-четыре, три-четыре). Если при подъеме подобные упражнения сильно сбивали ритм и дыхание, то сейчас все делается без излишних напрягов. Еще одно развлечение для ребенка — мыть руки в водопадиках (на ее языке это «апапади»). По пути встречается много ручейков, стекающих с гор и местами образующих полуметровые водопады. Вот там-то мы и поддерживаем гигиену. 🙂

По пути нам попалась удивительная вещь — цветущий рододендрон. За эти дни мы видели сотни деревьев, но лишь один из них цвел. Обычно они делают это весной, а этот экземпляр, видимо, решил расцвести специально для нас. 🙂

В Сикху вошли около 3 часов дня. Прямо на входе в деревню, имеется пункт проверки пермитов. Здесь мы зависли на целый час. И не потому, что были проблемы с документами. 🙂 Прямо перед «офисом» на лужайке резвились местные ребятишки и Соньке очень хотелось с ними побегать. Понимая, что, находясь в походе, мы в какой-то степени ограничиваем ее в общениее с другими детьми, противиться не стали.

На ночь остановились в самом дальнем лодже, прямо на выходе из деревни (он же по совместительству лодж сестры хозяйки нашего предыдущего места ночлега). Сегодня мы здесь были единственными постояльцами. Но несмотря на сий факт, хозяйка в течение всего вечера (около 4 часов) топила буржуйку в столовой, поддерживая тепло. Спасибо ей за это.